Поэзия в сети

Сетевая поэзия — это явление, которое невозможно игнорировать. Разве можно было предположить столь яростную тягу к стихотворчеству у нашего среднестатистического обывателя. Уму непостижимо! Пока не было интернета (имеется в виду доступность последнего) нельзя было и представить себе сколько у нас поэтов. На крупнейшем сервере поэзии Стихире зарегистрировано 220 тысяч современных поэтов и размещено свыше 7 000 000 произведений. Ежедневно на сервер заходит свыше 50 000 посетителей. Хорошо это или плохо? С одной стороны просто прекрасно — что может быть ценнее тяги человека к возвышенному? А с другой — как разобраться в этом океане произведений и найти то, что тебе интересно, что будет созвучно твоей душе? Это непростая задача. К тому же на Стихире отсутствует какая бы то ни было редакционная политика, а значит за качеством текстов никто не следит и вылавливать жемчужины из моря графоманских опусов и просто ученических стишков становится всё труднее.

Всвязи с вышеизложенными причинами совершенно закономерен следующий этап — современные поэты, публикующиеся на Стихире и в сообществах на блогах создают свои сайты, благо с развитием интернета это уже не представляет проблемы. На таких небольших поэтических сайтах существует редакция, которая отбирает стихи и авторов по уровню, направлению и т.д. — другими словами, осуществляет редакционную политику. Логично предположить, что на таком поэтическом сайте читателю легче ориентироваться и проще найти интересные стихи неизвестных поэтов, буде редакционная политика сайта совпадает с представлениями читателя о поэзии. Вот что пишет в своём жж один из создателей такого сайта:

«Вопреки распространённому мнению, определение «высокая поэзия» не является оценочной характеристикой, а обозначает, скорее, некий своеобразный жанр поэтического искусства. Особое выделение этого жанра в наше время приобретает известную актуальность, поскольку характерное для него философское или медитативное переосмысление житейских реалий в контексте великой метафизической традиции поисков смысла бытия, попыток разгадки скрытой мистической сущности любви и ненависти, жизни и смерти, стремления обнаружить истинную роль человеческого гения в грандиозном универсуме Вселенной — в современной поэзии стремительно вытесняется пошлыми сиюминутными мотивами, балаганным ёрничеством и жеманным кривлянием.
Упадок стиля, о котором приходится говорить применительно к нынешней русской литературе, свидетельствует, к сожалению, о снижении уровня пассионарности нашего общества и является одним из признаков кали-юги (меня вполне устраивает эта индуистская дефиниция) или, если угодно, активизирующихся апостасийных процессов. Я уверен, впрочем, что многих ценителей высокой поэзии отнюдь не радует дегенеративная профанация этого жанра, образцы которой заполонили страницы многих сетевых поэтических порталов. В результате для современного автора, творчество которого действительно способно пробудить определённый читательский интерес, публикация на подобном портале становится делом практически бессмысленным — графоманская трясина быстро сомкнёт непроглядный свод смрадной жижи над золотым проблеском таланта. Единственный выход в данной ситуации — создание нового литературного интернет-ресурса, на котором будет осуществляться грамотная редакционная политика. Разумеется, проводить таковую способны люди не чуждые стихотворчеству и свободно ориентирующиеся во всём многообразии проявлений отечественной и мировой литературы.»

И в самом деле в 20 веке поэзия перенесла множество различных болезней — футуризм, символизм, авангардизм и прочие «измы». Нельзя сказать, что все это было строго отрицательным явлением, но несомненно породило целую плеяду так назывемых поэтов, которые, позиционируя себя как приверженцы того или иного модного направления, по сути занимаются профанацией поэзии. Конечно и сам век был не прост — чересчур насыщен революциями и войнами. Наступила своеобразная усталость от перемен. По инерции и в сетевой поэзии встречаются попытки мимикрировать под тот или иной «изм», но читателя не обманешь. Здесь не спасут никакие регалии и премии — в сети любитель поэзии ищет то, что ему интересно и ничто, кроме его вкусов и предпочтений (по крайней мере, пока), не влияет на его выбор.
Современный человек, как и современный поэт всё чаще обращается к вечным темам — любви, жизни и смерти, дружбы, гармонии с природой. Похоже 21 век будет веком возвращения классики в поэзию, классические лирические стихи легче найдут читателя, чем искусственные нагромождения поэтов-экспериментаторов. Собственно, как ни парадоксально, но в эпоху информационного общества и нанотехнологий только настоящая лирика — любовная, философская и даже гражданская способна напомнить человеку о вечности, о скоротечности жизни, заставить его увидеть звездное небо над головой и вспомнить о нравственном законе внутри, а значит — прийти в себя, вернуться домой, вспомнить о своей человеческой природе.

Исходники статьи

Комментарии закрыты

Другие статьи рубрики "Культура"